В 2011 году на телеканале «Россия-Культура» был показан 20-серийный фильм Николая Досталя «Раскол». Сериал посвящен событиям— реформам патриарха Никона и сопротивлению, которое возглавил протопоп Аввакум. Он стал одним из самых масштабных телепроектов своего времени с бюджетом около 10 млн долларов. При этом Досталь намеренно выбрал на главные роли малоизвестных на тот момент актеров – роль Никона исполнил Валерий Гришко, а Аввакума – Александр Коротков. Большое внимание уделялось исторической достоверности, консультантом по вопросам церкви работал специалист по истории старообрядчества Глеб Чистяков.
«Официальных консультантов у нас не было и от Русской Православной Церкви, и от старообрядцев, - пояснял Досталь. - У нас были помощники от старообрядцев, потому что все действие фильма все-таки еще дореформенное, значит, все обряды были те, которые сегодняшней Православной Церкви неизвестны. А старообрядцам они известны. Поэтому мы пригласили таких, можно сказать, технических консультантов, которые нас учили обрядам, учили, как правильно читать молитву, делать земные поклоны, креститься двуперстно и так далее. От РПЦ были даже не советы, а замечания. Кое-что мы исправили сами, а кое-что мы оставили так.»
Почему режиссер взялся за тему раскола? Он считает, что она актуальна во все времена:
«Это кино… об ответственности за последствия принимаемых решений. Так произошло и в семнадцатом веке. Последствия были просто кровавые. Кто-то даже назвал это "русской инквизицией". Как были гонимы люди, которые не принимали реформы, не принимали новины, которые Никон вводил! Хотя он руководствовался благой целью, как и Алексей Михайлович, - "Москва - третий Рим". Ну, кто может, кроме Руси, возглавить православный мир, когда Восточная Церковь была под Османской империей? Здесь понятно, цель-то благая, но какие средства! И какие жертвы! А у нас все время "цель оправдывает средства" - это самая пагубная формулировка, пагубный такой изначальный посыл.»
Исчезнувший город Пустозерск, где в земляной тюрьме протопоп Аввакум провёл четырнадцать лет, был воссоздан на берегу Кандалакшского залива на Монастырском наволоке. А сцены ссылки патриарха Никона снимались в Кирилло-Белозерском и Ферапонтовом монастырях в Вологодской области. «Отдельные зарисовки «Раскола» являют собой кропотливую, практически документализированную экранизацию реальных исторических событий, - утверждает исторический консультант проекта Чистяков. - Среди режиссёрских находок – использование настоящих греческих актеров, изъясняющихся на греческом языке. Они были задействованы в изображении высшего греческого духовенства, игравшего немалую роль в общественно-политических событиях эпохи.»
После выхода фильма было много споров, на чьей же стороне симпатии режиссера. Досталь отвечал так: «Я вообще ко всем персонажам отношусь с пониманием. У каждого - своя правда. Даже Пашков, такой вроде изувер, и то пришел с повинной, и важно то, что его Аввакум простил. Это тот, который издевался над ним в Сибири, потом Аввакум его постриг в монахи. А Никон – это уж такая трагическая фигура! Весь-то трагизм и парадокс в том, что все его новины - приняты, а он низвергнут. В фильме у нас греческие иерархи говорят: "Что же это получается? Мы его должны низвергнуть, а все его реформы утвердить?" Так и получилось. Это наш русский парадокс.»